
Качество дороги зависит от многих факторов. Один из ключевых – правильный выбор материала. Во многих ситуациях более целесообразно применять не обычное асфальтовое покрытие, а его эффективную альтернативу – дорожные плиты. Они используются как на обычных трассах, так и при обустройстве частных и производственных территорий, при организации складов и не только… Вариантов немало, но для того чтобы выбрать оптимальный, учитывают ряд параметров.
Главное о производстве
В основу берется бетон, причем марка не ниже М350. Иногда добавляется известняковый щебень для увеличения прочности изделия, однако лучше всего повышает надежность плиты гранитный наполнитель. Также прочность достигается за счет арматуры, и лучше применять предварительно напряженный каркас. Этим обусловлено то, что есть всевозможные разновидности дорожных плит, различающиеся, в том числе, по толщине. Минимум – 120 мм. Максимум – 240 миллиметров по толщине.
Чтобы выполнить изделие согласно технологии, применяют специализированные формы. Стенки последних смазывают, чтобы потом проще была распалубка. В форму ставят арматуру. Дальше – заливка. Вибрационная установка дает уплотнение, затем обрабатывают в термокамере, выполняют распалубку с маркировкой. Все это дает:
- устойчивость к агрессивным факторам;
- долговечность и экономическую выгоду;
- широкий спектр применения.
Перед началом выпуска готовят площадку для складирования. Это ровное пространство, разделенное перегородками из древесины. Иногда делают пазы или отверстия, чтобы применить цанговый захват при установке. Однако обычно используют металлические петли.
Преимущества и недостатки
Швы – единственный минус, но решается довольно просто. Применяют строительный раствор, либо покрывают асфальтом. И то, это для постоянного дорожного покрытия, а для временного и того не надо. Достоинства перекрывают эту мелочь.
Устойчивость к сильной нагрузке – важнейший плюс. Именно поэтому часто выбирают дорожные плиты применение которых разнообразно. Подходят и для аэродромов, и для автомобильных дорог, и для перемещения различной спецтехники вроде автопогрузчиков. Еще одна причина популярности – сочетание долговечности таких жби с невысокой стоимостью. Плюс еще и в том, что возможно применять повторно.
Помимо нагрузок есть масса иных негативных факторов. Дождь, снег, перепады температур, лучи солнца – все это материал с достоинством выдерживает. Потому подходит для очень разных климатических зон и погодных условий. Кстати, и к вибрациям изделия устойчивы.
А что же с монтажом? Эксперты отмечают, что дорожные плиты легко укладываются. Отсюда еще одно колоссальное достоинство – скорость укладки. Все это стало уже для многих поводом купить именно этот вариант для организации дороги или площадки, обустройства территории.
Использование
Прекрасное решение для пешеходных дорожек – получится надежно, долговечно и эстетично. Применяют для создания трамвайного пути. Если износилась дорога, и требуется ремонт, такие изделия будут кстати. Также их применяют:
- для подъездов к постройке;
- для рулежных дорожек аэродромов;
- для обустройства разных территорий.
А еще практикуется неожиданное использование – в качестве ограждений промышленных зон. Получается вполне эффективно и сравнительно недорого. Но это относительно редкое применение таких жб конструкций.
Важно отметить, что дорожный ремонт часто не обходится без таких изделий по той причине, что их не только легко установить, но и легко выполнить обратный процесс. Так что такое решение будет еще долго использоваться в этой сфере.
Разновидности
Очень важно учитывать три параметра изделий, сверяясь с гостом. Во-первых, это вид. Во-вторых – маркировка. Наконец, учитывается размер. Все это поможет подобрать оптимальный вариант. По госту применяется определенная маркировка, которую наносят прямо на изделие. Выглядеть это может так: 1П 20-15-20.
Первым символом идет единица или двойка. Единица присутствует в маркировке плиты для постоянного покрытия, а двойка обозначает назначение для временной дороги. Второй, а иногда и третий, четвёртый символ – буква или буквы, обозначающие форму. П – значит, прямоугольная. ПБ – с одним совмещенным бортом. ПББ – с двумя. Если конструкция имеет вид трапеции, это обозначают как ПТ. Для маркировки шестиугольных плит и их частей используется сразу несколько аббревиатур: ПШП, ППШ, ПШ, ДПШ, ПШД. Далее идет длина и ширина в дециметрах, через дефис, либо через точку. И наконец, последняя пара цифр – предельная нагрузка, измеряемая в тоннах.
То есть маркировка 1П 20-15-20 говорит о том, что это изделие для постоянных покрытий. Оно прямоугольное. Длина его составляет два метра, а ширина – полтора. Ну а максимальная нагрузка, допустимая для такой плиты, будет двадцать тонн.
Аэродромные
Этот вид обозначается аббревиатурой ПАГ, что значит плита аэродромная гладкая. Обычно это изделия, имеющие ширину в два метра и длину в шесть метров. Такая стандартизация связана с тем, что не нужно такой вариативности, как в случае с продукцией для дорог. При этом толщина варьирует от четырнадцати до двадцати сантиметров. Для тяжелых самолетов применяют аэродромы с ПАГ 20 и ПАГ 18. В случае же с площадками для легких самолетов, можно обойтись ПАГ 14.
Дорожные
В случае с дорожными плитами, сокращенно обозначаемыми ПД, выбор шире. От метра до 3,7 в ширину и от полутора до шести – в длину. Высота же у них варьирует от двенадцати до двадцати четырех сантиметров. Эта разновидность станет отличным приобретением для не особо требовательных дорог. Например, хорошее решение для пешеходных дорожек. Вариативность по размеру позволяет подобрать оптимальное решение в любой ситуации.
Предварительно напряженные
Сокращенно тип обозначают как ПДН. Также предназначен для дорог. Отличаются повышенной прочностью, благодаря особенностям технологии. Если температура понизится до пятидесяти пяти градусов мороза, проблемы для этих плит не возникнет. Способность выдерживать огромные динамические нагрузки сделала конструкции крайне востребованными в ситуациях, когда нужно что-то особенно надежное.
Что учитывают при выборе
Размер, прочность, цена – все это важно. А еще такой железобетонный продукт должен в точности соответствовать условиям среды. А потому первым делом важно, проанализировав их, учесть особенности климата и нагрузки. Конечно, стоит еще и руководствоваться нормативами, где четко прописано, каковы требования в конкретном случае. Алгоритм выбора таков:
- Анализ условий.
- Изучение нормативных документов.
- Консультация с экспертом.
Достаток всегда складывается из уважительного отношения к деньгам, который выражается в отсутствии лишних трат. Для экономии приобретают продукцию, что уже была в употреблении. Такие изделия делятся на два сорта. Первый – без трещин и сколов по краям, не применялся на дорогах с внушительной нагрузкой. Второй, соответственно, уже с такими небольшими дефектами вследствие интенсивной эксплуатации под большим давлением.
Для подъезда к своему жилищу обычно хватит и вариантов, выдерживающих лишь десять тонн. Другое дело – дороги для транспорта разных габаритов. В этом случае должен быть запас по прочности, так что внимание стоит обратить на предварительно напряженные изделия, ведь их назначение, в первую очередь – как раз ситуации с повышенными нагрузками.
Крайне важно, чтобы класс стали и марка бетона, применяемые в плите, соответствовали нормативам. Также стоит учесть, что эти два параметра – одни из ключевых при формировании стоимости. Покупать ли новые или же б/у – зависит от особенностей ситуации. Иногда нет ни одной причины платить больше за новизну.
Нюансы транспортировки
Доставка обычно идет тремя способами в зависимости от габаритов бетонного изделия и количества продукции. Если это что-то негабаритное, то есть очень большое, потребуется планомер. Для крупных плит, но поменьше, равно как и для большого их числа применяют длинномеры. Ну а небольшие плиты, например, для пешеходных дорожек, перевозят в грузовиках открытого типа, которые снабжены краном-манипулятором.
При этом необходимо, чтобы все было грамотно уложено и закреплено. В противном случае продукция повреждается в местах соприкосновения друг с другом и кузовом грузовика. Ответственные специалисты всегда аккуратно и плавно загружают плиты в транспортное средство и выгружают из него.
Особенности монтажа
Первым делом вынимается грунт не более, чем на полметра. Затем укладывается геотекстиль. Не нужен даже дорожный камень. Достаточно лишь создать песчаную подушку. Это еще раз подтверждает: простота укладки – важная характеристика плит, которая позволяет укладывать их дешево и быстро, как в Екатеринбурге, так и в других городах. Подушка трамбуется, и все, больше ничего готовить не нужно! Приступают к укладке плит:
- Выполняют несложный монтаж.
- Контроль качества.
- Если решение – временное, впоследствии демонтируют.
Для ровности натягивают шнур вдоль полотна. Как показала практика, это очень помогает. Крайне важно применение бордюрного камня. Чтобы дождевой воде было куда идти, делается зазор размером от пяти до семи сантиметров, через каждые десять метров. Ну а затем, если нужно, останется лишь залить асфальтом или же применить бетонную стяжку. Нужен ли этот последний шаг, во многом определяется сферой строительства и условиями местности.
Качественная дорожная плита – залог безопасности за рулем и не только. Изделий сегодня множество, и каждый подберет для себя оптимальный вариант с учетом ситуации, потребностей и финансовых возможностей. Качественные плиты предлагаются за относительно небольшие деньги, особенно бывшие в употреблении. Главное – чтобы не было экономии на качестве. Такой подход обезопасит и сохранит репутацию компании.